Отпавшие
Отпа́вшие – крещеные христиане, вольно или невольно прервавшие свою связь с Церковью, и через это отпавшие от благодатно-спасительного общения с Богом.
Какими бывают степени отдаления человека от Церкви?
Встречаются разные степени отдаления человека от Церкви. Кто-то перестал участвовать в церковных Таинствах, кто-то заколебался в вере, кто-то отрицает догматы. Часть колеблющихся в вере и/или отрицающих те или иные церковные догматы переходит в инославные (еретические) религиозные общины, в том числе в секты. Случаются переходы к оккультизму, материализму, агностицизму, атеизму.
Три основные причины отпадения:
- Преткнувшиеся в вере/церковной жизни по причине грехов других верующих.
- Соблазнившиеся иной религией/сектой.
- Отпавшие от веры в атеизм/агностицизм по теоретическим причинам (чаще всего это вопросы существования зла, научные теории мироздания и библейская критика).
Часто причиной отпадения являются несколько причин, последовательно отвращающих человека от Истины, их критическая масса (в основе которой лежит гордость, а движущей силой которой являются падшие духи) и приводит христианина к духовной катастрофе.
Считается ли отпавшим тот, кто считает себя православным христианином, однако избегает церковного общения?
Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, человек, избегающий церковного общения, отпадает от Церкви. Три воскресных богослужения, пропущенных без серьезной причины, являются таким рубежом.
Разумеется, это не лишает человека возможности покаяния и возобновления церковного общения пока его душа ещё не разлучилась с телом. После земной кончины покаяние уже невозможно.
Может ли быть отпавшим от Церкви некрещеный человек?
Человек не может отпасть от того, членом чего он не является.
Каковы причины отпадения от Церкви?
Нравственное падение, закостенение в грехах, сомнение, отчаяние, духовное равнодушие, неумение или нежелание противостоять соблазнам. Базовая причина состоит в отсутствии системного и длительного духовного образования (катехизации) и традиции христианской жизни в семье.
Печально, когда церковные люди становятся источником соблазна, однако нужно помнить, что Церковь — это лечебница и очевидно, что степень поражения грехом у всех людей разная.
Можно ли отпасть от Церкви незаметно?
Порой человек даже не осознаёт, что он лишь умозрительно принадлежит к Церкви, а на самом деле давно от неё отпал. Таких понятий как верующий в душе, невоцерковлённый христианин в Церкви не существует и не существовало.
И грехи выводят человека из организма спасения. Не случайно во время каждой исповеди священник читает молитву: «Примири и соедини его Святой Твоей Церкви…» Т. е. каждый грех, в той или иной мере, способствует отторжению нас от Тела Церковного, от Богочеловеческого организма.
Кто несёт ответственность за отпадение человека от Церкви – Корабля спасения?
- Безусловно сам отпавший, так как это его личный выбор – принять дарованное Богом спасение или отвергнуть его.
- Перед Богом будет отвечать также тот, кто крестил человека, но не позаботился о его просвещении.
- Тот, кто соблазнил слабого в вере (укоренённого в ней соблазнить крайне сложно).
- Ответственность за духовное воспитание крещёных в младенчестве ложится на их родителей и восприемников (крестных).
Может ли отпавший в наши дни вернуться в Церковь? И как это сделать?
Пока жив, может. Отпадая от Церкви, человек лишает себя тех благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь. Однако, он не лишается принципиальной возможности обратиться, принести покаяние и воссоединиться, вновь стать единым целым с Церковью как с Телом Христовым.
Считаются ли отпавшими те, кто отступил от Церкви по причине гонений на Церковь? И что говорится о них в канонах?
Согласно правилу 73-му свт. Василия Великого, за отречение от Христа полагается пожизненное покаяние с дозволением приобщиться перед смертью Святых Таин. Это же полагается сообразно правилу 2 святителя Григория Нисского, правда, с оговоркой: «Аще произвольно устремился на сие зло». I Вселенский Собор назначил по отношению к отступившим от веры не по принуждению и не под особым давлением, но затем истинно покаявшимся, следующую меру: «Три лета проведут между слушающими чтение Писаний, яко верные: и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения: два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых Таин», см. правило 11.
Те, кто отступил от Церкви по принуждению (под давлением) также считаются отпавшими. Скажем, по 81-му правилу святителя Василия Великого, «Те, которые претерпев тяжкое изнурение мучениями, и не вытерпев страдания, доведены были до отречения от Христа, три лета да не будут принятыми в церковь, по истечении коих, два лета да слушают писания, три лета припадают, и тогда могут приняты быти к общению. Без великия же нужды веру в Бога предавшие, и коснувшиеся трапезы бесовския, и клявшиеся языческими клятвами, три лета да будут изверженными из церкви, два слушающими Писания, три лета да молятся в припадании, другия три да стоят во время молитвы с верными, и тогда уже могут быти приняты к приобщению Святых Тайн».
Почему мысль о массовом отпадении людей от Церкви иногда особенно связывают с «последними временами»?
Традиция воспринимать грядущее массовое отпадение христиан от Христа, от Церкви как один из наиболее значимых признаков последних времен имеет древнее происхождение. Этот признак отмечен в Священном Писании, как то:
«Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8);
«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:1-4).
Можно ли отпевать отпавшего усопшего
Отпевание должно совершаться в отношении членов Церкви, это подтверждает и текст его молитв, и такие обращения как «со святыми упокой«, «чадо мое духовное«. Отпевание не является пропуском в Рай, это молитвенные проводы верного христианина его общиной и духовником.
Как лучше поминать тех, кто скончался, будучи отпавшим от Церкви?
Наиболее действенной формой поминовения усопшего, отпавшего от Церкви, является воцерковление его ближних, усиление их духовной жизни.
Если любовь к усопшему подвигнет его родственников к духовному преображению, то это благотворно отразится на его посмертной участи.
Цитаты об отпавших
«Крещеные христиане, которые совершили какой-либо тяжкий грех, временно исключались из общины. Их братья скорбели о них как об умерших для Бога. Для возвращения в Церковь кающимся требовалось пройти более длительный исправительный срок, чем катехуменам. Христиане радовались раскаявшемуся и возвратившемуся брату, как если бы тот воскрес из мертвых. В общем собрании катехумены и кающиеся занимали место позади верных. И катехумены, и кающиеся не могли присутствовать на евхаристии. Они могли находиться в церкви во время чтения Священного Писания и следовавшей за ним проповеди».
диакон Павел Гаврилюк
«Многие люди в нашем обществе называют себя верующими в Бога, большинство из них крещено в Православной Церкви. Понятия «верующий в Бога» и «православный христианин» настолько размылись сегодня, что даже церковные люди не могут внятно сказать, что стоит за этим понятием. Поэтому и придумали такое невнятное понятие как «невоцерковленный православный». «Мои соседи/родственники, конечно, люди верующие (они же сами себя таковыми считают), просто невоцерковленные. Они приходят два раза в год в церковь, но Библию не читают, заповеди не соблюдают. Что, вы называете их неверующими? Кто вам дал право судить об этом? А вы сам-то верующий?» Типичный диалог, согласитесь.
На самом деле, существует конкретное церковное определение веры в Бога, познакомьтесь с ним и запомните. В «Пространном христианском катихизисе» читаем: «Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода» (О первом члене Символа веры). Итак, не существует никаких «невоцерковленных православных», «верующих в душе», «верующих, но без фанатизма», «верующих во «что-то там есть»» и т.д. Есть верующие (=знающие и всецело принимающие Откровение Бога через Иисуса Христа) и неверующие (все остальные)».
чтец Сергий Федоров